Взгляды философов на психологию. Как формировалась наука?
В психологии существует и развивается два подхода к исследованию предмета психологической науки — идеалистический и материалистический. Материалистический берет свое начало в античной философии и впервые упоминается Демокритом (460−370 г. до нашей эры).
По мнению Демокрита, предметом донаучной психологии является душа, которая выражена в высшей материи, состоящей из подвижных атомов.
Продолжение этого взгляда поддерживают психологи-бихевиористы, поставив во главу угла изучение поведения как объекта психологии. Во внимание обращается только то, что можно субъективно ощутить, увидеть, изобразить. При этом бихевиористы исключают все нематериальное, трансцендентное.
Вторым подходом в психологии служит идеалистическое направление. Представителями донаучных идеалистических вглядов являются Сократ и Платон, которые определяют мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен по отношению к миру идей.
Из трудов Сократа мы выясняем, что душа происходит из мира идей и бессмертна, при этом она открывает особый тип существования под названием «бытие».
Философы формируют особый вид мышления, такой как разумное познание на основе диалектики. В процессе мышления люди осознают мир идей. Таким образом психология носит этический характер.
В продолжение материалистических взглядов, Джон Локк предлагает метод интроспекции, с помощью которого индивиды могут осознать и познать самих себя, свои мысли, могут соприкоснуться со своим сознанием.
Уникальность психологии тем временем определяется слиянием предмета и объекта исследования — мы познаем себя с помощью сознания.
Таким образом, существуют два подхода к исследованию предмета психологической науки. Далее я рассмотрю понятия «бытие» и «сознание» отдельно, взяв за основу представленные подходы.
Что такое «экзистенция» и «бытие» в психологии и логотерапии?
Изучение логотерапии начинается с понятия «экзистенции». Приведу отрывки из обучающего материала для ознакомления.
«Экзистенция — это своеобразный для человека вид бытия, специфический вид человеческого бытия: свободная и ответственная возможность поведения перед лицом возможностей, которые обнаруживают окружающий мир и его первичное сознание».
Экзистенция – неприводимая данность, факт, что я есть, предшествующий всем условиям. Она есть первичное переживание вынуждения быть самим собой и возможности быть самим собой»
Также в Логотерапии мы можем найти понятие «ответственное бытие». В экзистенциальном анализе ответственное бытие — это «центральный человеческий феномен… Оно выше просто свободного бытия в том смысле, что ответственность уже включает в себя «соответствующую позицию «за что тот или иной ответствен».
Логос — это смысл, который включает в себя проявление свободы.
«Я все больше осознаю, что у меня есть ответственность и что я ответственен», то есть свобода подразумевает ответственность за наши выборы.
Логотерапевты приходят к выводу о том, что «бытие личности больше, чем могут эмпирическим путем обнаружить гуманитарные науки. Нейронаукам никогда не удастся в силу определенных причин свести душу к нейронным процессам». Поэтому бытие выходит за пределы сознания.
Что значит «сознание» в психологии?
Теперь исследуем термин сознания.
На смену понятия «душа» приходит «сознание». По Вильгельму Вундту сознание — это сумма осознаваемых состояний. Уильям Джемс изучает сознание, как целостный феномен, не разбирая его на составные части, а также определяет четыре основных свойства: уникальность, сменяемость, непрерывность и выборность.
В материалистическом современном подходе сознание — это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу, а также непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно представляющих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Таким образом я наблюдаю закономерность того, что сознание — это метафорический «экран» нашего бытия. Через «экран» мы можем познавать окружающую действительность.
Сознание отражает бытие и является способом нашего чувствования мира. Благодаря сознанию мы можем расширять границы своего познания и наблюдать бесконечный мир бытия, то есть мира идей. Могу предположить, что сознание — это инструмент для отражения нашей действительности, а действительность выражена в форме бытия, эфемерного, трансцендентного и постоянного. Чем больше человек склонен к изучению и ощущению своего сознания (раньше, например, через метод интроспекции и самонаблюдения), тем лучше он в контакте со своим бытием и тем больше возможностей появляется для него, чтобы расширить границы восприятия мира.
В заключение хочу сказать о том, что бытие определяет сознание, а сознание служит инструментом для познания бытия. Это взаимосвязанный процесс, делающий человека уникальным существом, осознающим самого себя и имеющим возможность выйти из ощущения материальности во что-то большее.